История русского литературного языка
Из истории русского литературного языка: некоторые особенности развития (XI – начало XIV в.; XIV – начало XVII в.; XVII – середина XVIII в.; XVIII – середина XIX в.).
Фонетика. Орфоэпия
Система фонем русского языка. Гласные и согласные. Система гласных фонем. Артикуляторно-акустическая характеристика русских гласных. О дифференциальных признаках гласных. Система согласных фонем. Артикуляторная характеристика русских согласных. Образование основных оттенков согласных фонем. Коррелятивные признаки согласных. Корреляция по звонкости-глухости. Корреляция по твёрдости-мягкости. Спорные вопросы в системе фонем русского языка. Фонематическая трактовка сложных звучаний.
Чередование фонем: позиционные и исторические чередования. Позиционные чередования гласных и согласных. Сочетаемость фонем русского языка.
Словесное ударение. Место ударения в русском языке. Безударные и слабоударные слова.
Состав слова. Словообразование
Морфемика. Морфема. Система словообразовательных единиц. Словообразовательные единицы и их производные. Словообразовательные единицы и их синонимы (дублеты). Подсистема словообразовательных единиц имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Суффиксы иноязычных слов (поэте-есс-а, опер-етт-а и т.п.).
Исторические изменения в морфемном составе слова: опрощение и переразложение. Словари морфем и морфемные словари.
Морфонологические явления: чередование гласных и согласных фонем, перемещение ударения, усечение, наложение морфем (интерференция), интерфиксация. Морфемный анализ слова.
Словообразовательная структура слова. Множественность словообразовательной структуры слова. Словообразовательная структура слова и его морфемный состав. Способы словообразования. Словообразовательный тип. Словообразовательный анализ.
Лексика. Фразеология
Историческая лексикология: из истории слов. Этимология некоторых лексических единиц. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения (заимствованная, старославянизмы). Признаки заимствованных слов. Старославянские элементы.
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (устаревшие слова, неологизмы). Омоформы. Омофоны. Омографы. Варианты и дублеты. Многозначность и омонимия. Проблема разграничения многозначности и омонимии. Синонимы. Антонимы.
Фразеологизмы, широко используемые в современном русском языке и встречающиеся в произведениях художественной литературы, периодической печати, разговорной речи. Устойчивые образные сравнения, крылатые словарусского языка. Иноязычные фразеологизмы. Русские синонимы иноязычных фразеологизмов.
Сокращения современного русского языка (аббревиатуры, графические сокращения, например, а/я, р-н и т.п.): правописание, образование, произношение и ударение, грамматическая характеристика.
Морфология
Имя существительное: колебания между одушевлённостью и неодушевлённостью, трудные случаи определения рода (толь, мигрень, выпь; домишко, сапожище; чудило, плакса; рефери, буржуа, род аббревиатур т.п.), числа, падежа. Некоторые случаи склонения имён существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные собственные, в т.ч. и фамилии.
Глагол. Формы повелительного наклонения глаголов. Инфинитив. Формы глаголов прошедшего времени на -нуть.Двувидовые глаголы.Непродуктивные глаголы с двумя формами настоящего-будущего времени типа сыплет – сыпет. Формы настоящего времени глаголов на -чь и др.формы глагола.
Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Образование причастий и деепричастий: сложные случаи.
Имя прилагательное. Краткая форма прилагательных на -енный, формы сравнительной степени прилагательных и наречий. Субстантивированные прилагательные и причастия.
Местоимения, особенности их употребления. Числительное. Формы косвенных падежей некоторых числительных.
Служебные части речи, трудности использования их в речи.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Инфинитивные предложения. Синтаксическая роль инфинитива. Номинативные предложения. Разновидности номинативных предложений. Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения. Осложнённые предложения. Многочленное сложное предложение. Чужая речь. Виды сказуемого. Согласование сказуемого. Согласование прилагательных-определений.
Сочетание знаков препинания. Знаки препинания в начале предложения. Знаки препинания внутри предложения. Членение предложения с помощью точки. Тире между членами предложения. Тире в неполном предложении. Тире в функции соединения. Тире в функции выделения. Знаки препинания при именительном темы. Сложные случаи постановки знаков препинания при однородных, обособленных членах предложения, в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами, вводных и вставных конструкциях, при обращении, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах, в сложном предложении, прямой речи, цитатах. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Знаки препинания в текстах разговорной речи.
Стилистика. Культура речи
Стили русского языка. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика: стилистическое использование форм частей речи, стилистический синтаксис.
Изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза), стилистические фигуры (анафора и эпифора, параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие).
Нормы русского литературного языка: акцентологическая, орфографическая, речевая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная. Нарушение норм русского литературного языка.
Отзыв о литературном произведении
Отзыв как жанр речи.Особенности композиции отзыва.
Полнота и глубина интерпретации содержания произведения: тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос (ведущий эмоциональный тон произведения); художественное время и пространство; образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы; сюжетно-композиционные особенности; социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст.
Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявление авторской позиции: учёт жанровой специфики, приёмы и средства выразительной и образной речи: фонетические, лексические, в т. ч. тропы, фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические; размер, рифма, строфика как элементы ритма.
Цветопись, её роль в авторском замысле. Звукопись.
Содержание: тема, актуальность сообщаемого, соответствие теме, отсутствие необоснованных отступлений от темы, полнота раскрытия темы (наличие достаточного количества подтем), глубина раскрытия темы (аргументированность суждений, использование в качестве аргументов не только личного опыта, но и примеры из литературных источников и т.п.).
Построение: логичность, связность, композиционная чёткость, соразмерность частей, цельность, завершённость; варианты начала и конца высказывания.
Речевое оформление:правильность, богатство и выразительность речи (объём активного словарного запаса, разнообразие грамматических конструкций, экспрессивность); уместность речи, соответствие заданному стилю, жанру, типу речи; правильность речи (соблюдение норм русского литературного языка). Цитирование. Предупреждение речевых ошибок, штампов, стереотипов.
Творческий характер высказывания: нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции, формы высказывания.
Написание отзыва о художественном произведении (практикум)
Литература
Устное народное творчество:эпические, лирические, драматические произведения. Особенности художественного мира фольклорных произведений. Фольклор в живописи, музыке, коно- и мультфильмах.
Древнерусская литература и её жанры. Своеобразие произведений древнерусской литературы. Древнерусская литература и искусство.
Художественная литература как вид искусства. Писатели, поэты и их произведения в курсе литературы 5-9 классов (жизненный и творческий путь).
Содержание изученных произведений, их проблематика, основные герои; их жанровая и родовая принадлежность, художественное своеобразие. Литература и искусство.
Особенности литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм).
Теория литературы:
- виды народных сказок, особенности сказочного повествования, отличие литературной сказки от народной; миф и сказка;
- лирика как литературный род; особенности лирических произведений;
- углублённое понятие о ритме, рифме, интонации в лирических произведениях,стихотворных размерах;
- драма как род литературы. Специфика драматических произведений;
- обогащение понятия о рассказе, повести и др. эпических жанрах, развитие понятия о сюжете, литературном герое, портрете литературного героя, пейзаже, образе-символе;
- антитеза, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, метафора, аллегория; художественная деталь, строфа;
- основные жанры драмы, особенности драматических произведений; средства и приёмы создания комического;
- индивидуальность авторского стиля.
Литература
1.Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. Учебное пособие для студентов пединститутов, М., «Просвещение», 1977.
2.Горшков А.И. История русского литературного языка. М., из-во «Высшая школа», 1969.
3.Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., из-во «Высшая школа», 1970.
4.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. Учеб. пособие для студентов педин-ов. М., «Просвещение», 1976, - 288 с.
5.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э.Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. – 416 с.
6.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: ок. 1900 словообразов. Единиц / Т.Ф. Ефремова. – 2-е изд., испр. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 636 с.
7.Тиханов А.Н. Новый учебный словарь русского языка / А.Н. Тиханов, Е.Н. Тихонова, М.Ю.Казак; под ред. А.Н. Тиханова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003, - 790 с.
8.Тиханов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка: ок. 100 000 слов / А.Н.Тиханов. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 700 с.
9.Скляревская Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448 с.
10.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.
11.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка: ок. 15 000 сл.ст.: ок. 22 000 семантических единиц / Т.Ф. Ефремова. – 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 814 с.
12.Розенталь Д.Э. Фразеологический словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. – 416 с.
13.Огольцев В.М. Словарь устойчивых сравнений русского языка (синонимо-антонимический). – М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800 с.
14.Берков, В.П. Большой словарь крылатых слов русского языка: ок. 4000 единиц / В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С.Г.Шулежкова. – М.: АСТ: Астрель: Русские словари, 2005. – 623 с.
15.Этимологический словарь русского языка: для школьников и студентов. Около 1000 слов / Сост. Елена Груббер. – М.: ЛОКИД-пресс, 2007. – 576 с.
16.Кочедыков, Л.Д. краткий словарь иноязычных фразеологизмов: более 700 единиц. – М.: ООО Русские словари: Астрель: АСТ, 2005. – 238 с.
17.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. М.:– ООО «Издательство Оникс», 2008. – 256 с.
18.Граудина, Л.К. Словарь грамматических вариантов русского языка / Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова РАН; Л.К.Граудина, В.И. Ицкович. – 3-е изд. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 555 с.
19.Еськова, н,а, Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение: ок.12 000 слов соврем. рус. яз. / Н.А.Еськова. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 605 с.
раскрыть » / « свернуть