Духовно-нравственное воспитание учащихся
Согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося.
Основывается воспитание на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:
- сотрудничество с храмом Покрова Пресвятой Богородицы д. Вейно (деятельность Воскресной школы при храме; освящение учащихся пред началом учебного года; освящение выпускников; помощь учащихся в уборке территории храма; православное краеведение; участие в православных праздниках)
- организация воспитательной работы школы (тематические часы информирования; классные часы; экскурсии по святым местам и местам боевой славы Беларуси; встречи с ветеранами войны; помощь пожилым людям; родительские собрания на морально-этические темы; охрана памятников погибшим воинам; уборка пришкольного участка; помощь совхозу в уборке урожая)
- реализация духовно-нравственного воспитания на уроках гуманитарного профиля
- Уже сегодня мы делаем первые шаги по внедрению некоторых пунктов Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви .
- 14 октября в деревне Вейно Могилевского района отмечают сразу два праздника: Покров Пресвятой Богородицы и день основания Свято-Покровской церкви.
- Свято-Покровская церковь - памятник архитектуры классицизма. В 2010 году ей исполнилось 200 лет. Построена она в 1-й половине 19 в. генералом от инфантерии и артиллерии Алексеем Петровичем Ермоловым.
- При церкви действовала церковно-приходская школа. В 2002 году церковь обновляется иконами и новой росписью. В Российском Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга обнаружили ведомость о Вейнянском церковном приходе конца 19 – начала 20 века, где прямо указывается на приход села Вейно и наличие в селе каменного храма, построенного в 1810 году.
- C 2004 года при храме действует Воскресная школа, наставниками которой являются Харламова Татьяна Павловна и Акмен Татьяна Александровна. Цель обучения – знакомство с основами и историей православной культуры, ознакомление с окружающим миром и внутренним миром самого человека, нравственное обучение. В настоящее время школу посещают 17 учащихся в возрасте от 7 до 13 лет
- В 2008 году за счёт средств бюджета района произведено благоустройство природного источника воды, находящегося на территории православного храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Вейно. Освещение целебного источника состоялось в день Покрова Пресвятой Богородицы епископом Могилёвским и Мстиславским Софронием
Однако в современном обществе вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи вызывают серьёзную тревогу. Чему учить и как воспитывать? Как научить ребёнка любить Отечество, уважать традиции своего народа, свою национальную культуру?
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, ориентируемся на общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».
Школа близко сотрудничает с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, отцом Николаем. Традиционными стали совместное празднование светских и православных праздников Пасхи, Рождества Христова, Радуницы, Дня Матери, Дня знаний, памятных дат, связанных с именами деятелей православного просвещения, святых Белорусской Православной церкви и других.
На основе христианских ценностей работает отряд «Милосердие», члены которого участвуют в оказании материальной и духовной помощи одиноким гражданам, ветеранам ВОВ и труда.
В работе с учащимися широко используются экскурсии по памятным местам Беларуси. (Жировичский монастырь, Музей книгопечатания и библиотек Симона Полоцкого, Богоявленский собор в городе Полоцке)
Школьники изучают историю создания церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
С целью формирования у детей и подростков навыков самодисциплины и чувства ответственности перед самим собой, обществом и государством через общественно-полезную деятельность летом работал отряд имени С.П. Алейникова, занимающийся возрождением на территории д. Вейно реки Дегтярка.
Ежегодно в апреле месяце проводится Неделя добра, основная цель которой – оказание помощи нуждающимся, детям-инвалидам, сиротам.
Многие вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания освещаются и обсуждаются на информационных и классных часах.
Для родителей учащихся проводятся тематические родительские собрания «Взаимоотношения детей и родителей», «Ваши дети и влияние деструктивных сект», «Воспитание девочек в традициях православия».
В нашей школе очень большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Ведь эта одна из самых важных задач на сегодняшний день. Ежегодно педагоги нашей школы принимают участие в областных семинарах по проблемам духовно-нравственного воспитания . В 2012 году учительница русского языка и литературы Федорова И.Н. представляла нашу школу на областной конференции с докладом: «Актуальные аспекты духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции»
В конце декабря 2012 года на базе школы прошёл семинар по духовно-нравственному воспитанию школьников. Участники семинара посетили Свято-Покровскую церковь, где преподаватель воскресной школы рассказал о работе воскресной школы, а затем были показаны внеклассные мероприятия в школе
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но приоритетная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится учреждениям образования, так как это социальные институты, через которые проходят все граждане нашей республики. Поэтому именно в учреждениях образования должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь гражданина Республики Беларусь.
Работа по духовно-нравственному воспитанию школьников изменяет и наполняет высокими духовными качествами личность самих воспитателей – учителей и родителей: спасая наших детей, мы спасаемся и сами. Можно заучить нравственные истины, но если они не коснулись сердца, не приобрели личностный смысл, не стали убеждением, они не действуют.
Одна из главных ролей в воспитании духовно зрелой личности отводится литературе. В своей Нобелевской лекции по этому поводу А.И.Солженицын поставил вопрос: «Кто сумел бы косному упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства». И сам же на этот вопрос ответил: «Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это – искусство. Это литература. Доступно им такое чудо: преодолеть особенность человека учиться только на собственном опыте…Искусство переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти воссоздает опыт, пережитый другими, – и дает усвоить его как собственный». Действительно, литература воздействует на эмоциональную сферу человека, заставляет его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, которые, закрепляясь в памяти, становятся принадлежностью души человека.
Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка проявляется в устойчивости его поведения в различных жизненных ситуациях, в возможности противостоять негативным воздействиям, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в формировании самоконтроля.
Заместитель директора по ВР О.В. Миронкова
Ссылка для просмотра видео: http://youtu.be/cmcLm2hXIx4
раскрыть » / « свернуть