ПРОГРАММА
по подготовке учащихся 9 класса к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Обществоведение»
I. ЧЕЛОВЕК:
Уникальность человека.
Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Сознание и самосознание.
Темперамент, характер, способности.
Типы темперамента и их характеристика. Черты характера. Виды способностей, уровни и способы их развития.
Эмоции, чувства, воля.
Эмоции и эмоциональные состояния. Виды чувств. Развитие волевых качеств личности.
Направленность личности.
Мировоззрение и его роль в жизни человека. Духовный мир личности. Бездуховность и ее причины.
Познание человеком самого себя.
Способы самопознания. Я-концепция и самооценка личности. Пути саморазвития личности.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:
Деятельностная сущность человека.
Структура деятельности. Мотивы деятельности. Потребности человека и их виды. Виды деятельности.
Общение и его роль в жизни человека.
Общение, его формы. Средства общения. Принципы общения и этикет. Особенности виртуального общения.
Межличностные отношения.
Виды межличностных отношений. Взаимодействие людей в малых группах. Лидерство. Брак и семья. Виды и функции семьи. Семья как ценность.
Противоречия межличностных отношений.
Понятие «конфликт», его структура и динамика. Деловые и личностные конфликты. Внутриличностные конфликты и их преодоление. Правила конструктивного общения и поведения. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Урегулирование конфликта.
III. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО:
Социальные нормы и поведение личности.
Понятие и признаки социальных норм. Нормы морали. «Золотое правило» нравственности.
Взаимодействие личности и государства.
Государство и его признаки. Понятие права. Право в системе социальных норм. Гражданство как правовая связь человека с государством.
Основной закон государства.
Конституция – основной закон государства. Основы конституционного строя Республики Беларусь. Структура Конституции Республики Беларусь.
Права человека и гражданина в Республике Беларусь.
Понятие, принципы и поколения прав человека. Международные стандарты по защите прав человека. Права и обязанности гражданина Республики Беларусь.
Государственная власть в Республике Беларусь.
Принцип разделения властей. Президент Республики Беларусь – Глава государства и гарант Конституции. Органы государственной власти Республики Беларусь и их полномочия.
Права и ответственность несовершеннолетних.
Понятие прав ребенка и их защита. Дееспособность и ответственность несовершеннолетних в Республике Беларусь.
IV. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ:
Культура, ее предназначение и функции.
Понятие культуры. Функции культуры. Преемственность и развитие культуры.
Элитарная, массовая, народная культура.
Особенности элитарной культуры. Характерные черты массовой культуры. Народная культура в современном обществе.
Медиакультура современного общества.
Понятия медиа и медиакультуры. Особенности медиакультуры. Влияние медиа на культуру личности и общества.
Субкультура и контркультура.
Понятие субкультуры. Виды молодежных субкультур. Контркультура.
Культурное разнообразие и диалог культур.
Универсальные и уникальные черты культуры. Национальные культуры. Поликультурное взаимодействие.
ПРОГРАММА
по подготовке учащихся 10 класса к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Обществоведение»
I.Социальная сфера общества:
Общество как система.
Понятие общества. Сферы жизни общества и социальные институты. Социальные группы.
Социальная структура общества.
Социальные классы. Социальные страты. Социальный статус, роли и мобильность. Социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность.
Социальная коммуникация.
Структура социальной коммуникации. Виды социальной коммуникации. Массовая коммуникация.
Социальные процессы и изменение общества.
Социальный процесс и его виды. Сущность и виды массового поведения. Социальные движения.
Представители науки.
Концепции, основные идеи, вклад в социологию.
II. Политическая сфера общества:
Политология как наука. Представители науки.
Основные направления политических исследований. Основные представители, идеи и достижения мировой и отечественной политической науки.
Политика.
Политические элиты и лидеры. Политическая система и ее функции.
Государство в политической системе.
Форма государства Формы демократии. Виды избирательных систем. Правовое государство и гражданское общество.
Политические партии и общественные объединения.
Основные виды политической идеологии. Политические партии и партийные системы. Политические партии и партийные системы. Общественные организации и движения.
III.Экономическая сфера общества:
Экономика как наука. Представители науки.
Экономика и ее роль в жизни человека и общества. Понятие экономики. Основные представители, идеи и достижения мировой и отечественной политической науки. Понятие экономической системы.
Денежно-кредитная система.
Деньги, их функции и формы. Банки и их функции. Вклады и кредитование.
Рынок: спрос, предложение, рыночная цена.
Понятие и функции рынка. Спрос, предложение и рыночная цена. Виды рынков. Конкуренция и ее роль в экономике. Понятие конкуренции. Менеджмент. Маркетинг.
Финансовая система общества.
Понятие финансовой системы. Государственный бюджет. Налоги, их виды и роль в экономике.
Государство и экономика.
Задачи и методы государственного регулирования экономики. Инфляция, ее формы и последствия. Безработица, ее формы и последствия.
IV.Духовная сфера общества:
Науки о духовной сфере общества.
Представители духовной сферы общества. Духовная жизнь общества как объект научного исследования. Философия, культурология, религиоведение как науки и профессиональная деятельность. Специфика профессиональной деятельности философа, культуролога и др.
Мораль.
Сущность моральной регуляции общественной жизни. Динамика моральных норм и идеалов. Этика как теория морали.
Религия.
Сущность религии, ее функции. Структурные элементы религии. Социальная динамика религии.
Философия.
Понятие философии и ее структура. Историческая динамика философии. Философия в системе культуры.
Наука.
Научное познание, цели и ценности науки. Уровни научного познания. Классификация наук. Наука как социальный институт.
Образование.
Понятие образования. Образование как социальный институт. Тенденции развития образования.
Многообразие культур.
Формы культуры (народная, массовая, элитарная);способы сохранения и развития национальной культуры достоверность информации в массмедиа;
этнокультурные стереотипы и проявления ксенофобии.
ПРОГРАММА
по подготовке учащихся 11 класса к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Обществоведение»
I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
Прогресс и регресс в социальном развитии.
Общественный прогресс и его критерии. Вызовы и угрозы для человечества. Гуманизм как мера общественного прогресса.
Ступени общественного развития. Основные подходы к рассмотрению истории общества. Формационный подход. Стадиальный подход. Технологический подход.
Цивилизация как культурно-исторический процесс. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к изучению общества.
Характерные черты современной цивилизации.
Горизонты информационного общества.
Основные характеристики информационного общества. Интернет как глобальная информационная система. Беларусь в информационную эпоху: возможности и перспективы развития.
Глобализация.
Понятие глобализации. Противоречивый характер глобализации. Антиглобализм.
II. БЕЛАРУСЬ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ:
Мировое сообщество в XXI в.
Факторы многообразия современного мира. Политические и социально-экономические системы в современном мире. Миграционная мобильность и ее последствия.
Устойчивое развитие — модель развития ХХI в.
Понятие устойчивого развития. Направления устойчивого развития. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.
Правовые основы международных отношений.
Основные принципы международного права. Источники и функции международного гуманитарного права. Международно-правовая ответственность.
Геополитическое положение и национальные интересы Республики Беларусь.
Понятие геополитики. Геополитический статус Беларуси. Национальные интересы и безопасность Республики Беларусь.
III. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:
Конституция Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь – правовая основа белорусского государства, его идеологии. Конституционное развитие Республики Беларусь на современном этапе.
Право.
Право и его основные функции. Право и мораль.
Избирательная система Республики Беларусь.
Избирательная система Республики Беларусь. Избирательный процесс, его основные стадии. Референдумы в Республике Беларусь.
Органы государственной власти Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Местное управление и самоуправление.
Основные отрасли права.
Гражданское право. Трудовое право. Семейное право.
Основные отрасли права.
Административное право. Уголовное право.
Правоохранительные органы Республики Беларусь.
Основные задачи и полномочия правоохранительных органов Республики
Беларусь.
раскрыть » / « свернуть