ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?
Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своихвластных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих емуресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор,врачи т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Согласно законодательству , коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностногоположения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересахюридического лица.
Борьба с коррупцией в Республике Беларусь.
Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя: разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения; разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции; создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией; образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров; обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией; использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 15 июля 2015 г. Это четвертый по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г., третий - 20 июля 2006 г.).
Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем, она наделена особыми полномочиями.
Законом также конкретно определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Таковыми являются: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».
В целях реализации государственной антикоррупционной политики и принятия мер по противодействию коррупции и криминализации экономики республики по инициативе Генеральной прокуратуры создан Общественный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по противодействию коррупции.
Беларусь.
Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов «горячей линии», «телефонов доверия», «телефонов обратной связи», проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно».
Уголовный кодекс Республики Беларусь
Формы коррупции разнообразны. Они могут проявляться в виде:
1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.
2. Контрабанда.
3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем.
4. Финансирование террористической деятельности.
5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями.
6. Бездействие должностного лица.
7. Превышение власти или служебных полномочий.
8. Служебный подлог.
9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.
10. Получение взятки.
11. Дача взятки.
12. Посредничество во взяточничестве.
13. Принятие незаконного вознаграждения.
14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти.
ПЛАН
мероприятий по предупреждению коррупционных проявлений в ГУО "Вейнянская средняя школа" на 2020/2021 учебный год
№
п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
1
|
Осуществление комплекса мероприятий, направленных на профилактику правонарушений коррупционного характера
|
Постоянно
|
Члены администрации учреждения образования
|
2
|
Контроль безусловного выполнения нормативно-правовых актов, направленных на предупреждение и пресечение возможных коррупционных правонарушений в экзаменационный период (экзамены по окончанию обучения в 9 классе)
|
Постоянно
|
Члены администрации учреждения образования, председатель первичной профсоюзной организации учреждения образования
|
3
|
Проведение инструктажей с работниками и обучающимися по ознакомлению с нормативно-правовыми актами, направленных на предупреждение и пресечение возможных коррупционных правонарушений и мерами ответственности за данное противоправное деяние
|
Ежегодно
|
Члены администрации учреждения образования, классные руководители
|
4
|
Организация и проведение встреч родителей, обучающихся и работников учреждения образования с представителями правоохранительных органов по тематике противодействия коррупции
|
Постоянно
|
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, педагог социальный
|
5
|
Совершенствование работы по подбору и расстановке трудовых кадров в учреждении образования
|
Постоянно
|
Члены администрации учреждения образования, секретарь
|
6
|
Организация работы в учреждении образования комиссии по распределению премии и надбавки за сложность в соответствии с коллективным договором
|
Ежемесячно
|
Члены комиссии
|
7
|
Обеспечение правового информирования обучающихся и работников учреждения образования об уголовной (иного вида) ответственности за совершение коррупционных правонарушений
|
В течение года
|
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, педагог социальный, классные руководители
|
8
|
Организация работы по размещению информационных материалов на сайте учреждения образования в рубрике «Исполнение антикоррупционного законодательства»
|
По мере необходимости
|
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
|
9
|
Организация работы по размещению информации на информационном стенде, сайте учреждения образования о тематике проведения «прямых телефонных линий» руководством учреждения образования по тематике противодействия коррупции
|
Постоянно
|
Члены администрации учреждения образования
|
10
|
Рассмотрение на совещании при директоре учреждения образования вопросов «Выявление качества, уровня выполнения плана работы учреждения образования антикоррупционной направленности»,
«О работе учреждения образования по внебюджетной деятельности и оказанию платных образовательных и других услуг населению»
|
Октябрь, 2020
Февраль 2021
|
Члены администрации учреждения образования
|
раскрыть » / « свернуть